Среда, 15.05.2024, 20:39           Вы вошли как Гость | Группа "GUEST"












Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ

Социальная стратификация.


Доклад по Социологии студента первого курса факультета социологии Бакинского Государственного Университета Поладова Агарагима.


Социальная стратификация.



Социальная «страта» (слой, стратификация горных пород как расслоение их по виду) - это множество людей внутри большой группы, обладающих определенным видом и уровнем престижа, полученного благодаря своей позиции, а также возможности достичь определенного роде монополии.

Существует наиболее важные источники развития тех или иных страт:

Развитие специфического стиля жизни, включающего тип занятия, профессии;
наследуемая харизма, источником которой служит успех в достижении престижного положения благодаря рождению;
Присвоение политической или иерократической власти, как монополии, социально различающимися группами.

Принадлежность к страте имеет две составляющие - субъективную (психологическая идентификация с определенным слоем) и объективную (социальное вхождение в определенный слой).


Любое общество, где классы занимают важное место, в огромной степени контролируется условными правилами поведения.


Способ, каким социальные почести распределяются в обществе между типичными группами, участвующими в таком распределении, мы будем называть «социальным порядком». Социальный порядок как, разумеется, и экономический порядок в равной мере связаны с «легальным порядком». Тем не менее, социальный и экономический порядки не идентичны. Для нас экономический порядок - всего лишь способ, каким экономические товары и услуги распределяются и используются. Конечно, социальный порядок обусловлен экономическим порядком в очень высокой степени, но в то же время он также влияет на него.

Сейчас мы можем сказать: «классы», «статусные группы» и «партии» - явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри общества.


Согласно употребляемой нами терминологии, «классы» не являются сообществами; они представляют чаще всего только возможную основу совместных действий. Мы имеем право говорить о «классе» лишь в тех случаях, когда:

Некоторое множество людей объединено специфическим причинным компонентом, касающимся их жизненных шансов;
Такой компонент представлен только экономическими интересами в приобретении товаров или получении дохода.
Этот компонент обусловлен ситуацией, складывающейся на рынке товаров или рынке труда
Классы можно выразить как типичные шансы получения прибавочного продукта, внешние условия жизни или личный опыт, поскольку эти шансы детерминированы объемом и видом власти (либо недостатком таковой). «Собственность» и ее недостаток являются, таким образом, базисными категориями классовых ситуаций любого типа. Таким образом, «классовые ситуации» есть по существу «экономические ситуации». Те категории людей, судьба которых не определена возможностями приобретать на рынке товары в личное потребление или обслуживать самих себя, например, рабы нельзя отнести к «классам» в техническом смысле слова. Они, скорее всего, относятся к «статусным группам».

«Классовый интерес» вряд ли является полностью экономическим. Даже в качестве эмпирического понятия оно двусмысленно, поскольку «Классовый интерес» познается посредством отнесения к тому, что не есть фактическое устремление интересов, с определенной долей вероятности вычисленных из классовой ситуации и приведенных к среднему знаменателю. Действительно, классовая структура остается той же самой, хотя устремление интересов каждого отдельного рабочего, к примеру, может варьироваться очень широко, а это зависит от того, в какой степени его формальная квалификация соответствует реально выполняемому заданию. Точно также устремления интересов могут варьироваться в соответствии с тем, в какой степени совместные участников классовой ситуации отвечают общим чаяниям. Так «профсоюзы» выросли из классовой ситуации, в которой индивиды не получили того на, что надеялись ил, что им было обещано. Совместные действия относятся к тому типу действий, которые ориентированы на ощущение принадлежности людей к единому целому. Социетальное действие, с другой стороны, ориентировано на рационально мотивированное согласие интересов. Зарождение социетального или даже совместного действия из общей классовой ситуации никак не является универсальным феноменом. По своим последствиям классовая ситуация может закончиться возбуждением сходных реакций, которые по нашей терминологии нельзя назвать «массовыми действиями».

Промышленная революция XVIII - XIX веков разрушила феодальную систему и вызвала к жизни социальные силы, которые к формированию классового строя. Постепенно формировался новый тип экономики - капиталистический, которой соответствует новый тип социальной стратификации - классовая система. Термин «сословие» отражал исторически уходящую реальность. Новую реальность лучше всего отражал термин «класс». Он выражал экономическое положение людей, способных передвигаться вверх и вниз. Ни одна из предшествующих классовой системе структур (а именно рабство, касты и сословия) не предусматривала возможность передвижения в следующий или предыдущий слой. Сословные ограничения рушились, каждый мог подняться до высот общественного признания, перейти из одного класса в другой, приложив усилия, талант и трудолюбие.

Любой класс может быть носителем одной из бесчисленных форм «классового действия», но это не обязательно должно происходить. В любом случае класс сам по себе не может сконструировать сообщество. Считать, что «класс» имеет тот же смысл, что и «сообщество», значить искажать данное понятие. Простейший факт, помогающий лучше понять исторические события, заключается в следующем: индивиды, находящиеся в одной и той же классовой ситуации, при массовом действии проявляют среднетипичные реакции на экономические стимулы. Классическим примером является выражение одного талантливого автора о том, что индивид способен заблуждаться по поводу собственных интересов, но «класс» никогда не ошибается по поводу своих интересов.



В противоположность классам «статусные группы» являются нормальными обществами.

Под статусной ситуацией мы понимаем любой типичный компонент жизненной судьбы людей, который детерминирован специфическим, позитивным или негативным, социальным оцениванием почести. Такая почесть может обозначать любое качество, оцениваемое большинством людей, и, конечно же, оно тесно связано с классовой ситуацией: классовые различия самыми разнообразными способами связаны со статусными различиями. Собственность как таковая не всегда признается в качестве статусной характеристики, но в течение времени она проявила себя с таковой, причем с удивительной регулярностью.


Имущие и неимущие могут принадлежать к одной и той же статусной группе, и часто это имеет весьма недвусмысленные последствия. Видимое равенство, с точки зрения долговременной перспективы ненадёжно. Равенство статусов среди американских «джентльменов», к примеру, выражено тем фактором, что за пределами той субординации, которая определена различными функциями «бизнеса», встретившиеся на вечеринке в клубе за игрой в карты или в биллиард «шеф» и его подчиненный обращаются друг к другу на равных. Непризнание того, что люди от рождения имеют одинаковые права, оценивается негативно. Считается отвратительным поступком, когда «шеф» свысока дарит подчиненного своей благосклонностью, всячески подчеркивая разницу позиций. Такова одна из главных причин того, почему в Америке немецкая форма «дружеского общения между людьми одного круга» не получила такой популярности, какую приобрели чисто американские формы клубного общения.

Весь мир сейчас «кишит» ДЕМОКРАТИЕЙ, которая вроде бы образовалась в США. На самом деле демократия исчезла еще со времен верхнего палеолита, где еще никто не разделял людей на богатых и бедных. Самое парадоксальное это то что, страна, в которой образовалась «лжедемократия», несколько десятков лет пользовались чернокожими рабами налево и направо.



Если бы классовая система не предоставляла возможности равенства водном, и подчинения в другом случае; роста в одном, и упадка в другом случае одновременно, то подобный тип стратификации давно потерял бы свою актуальность. Поменялся или подменялся бы под господствующую экономическую систему, так как в сегодняшнем мире неравенство осуществляется при помощи материальных ценностей больше, чем духовных и моральных.



Индивид становится личностью лишь в качестве члена определённого социума в процессе освоения определённых социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития. Поэтому различные типы социальных систем "продуцируют" определённые типы личности и тем или иным способом исключают те, которые им "не подходят".

Для каждого индивида можно найти го собственное место на шкале. На шкале стратификации. У нее четыре оси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом:

ДОХОД,
ВЛАСЬ,
ОБРАЗОВАНИЕ,
ПРЕСТИЖ.

Доход измеряется в валюте в нашем случае манатами. В зависимости от изучаемого объекта, то может быть семейным или индивидуальным доходом определенного периода, ну скажем месяца.


Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое индивидом решения (власть- возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо хотят они того или нет). Решения президента Азербайджана распространяются на восемь миллионов человек (выполняются они или нет - это другой вопрос, хотя тоже касается вопроса власти), а решения бригадира на семь - десять человек.


Образование это формальное число лет на протяжении которых индивид получал то или иное образование. Начальное, среднее, высшее и д.


Престиж - уважение статуса, сложившееся в общественном мнении. Престиж в ряду указанных шкал единственный субъективный показатель.

Таким образом, можно составить шкалу разместить на ней любого объекта или индивида.


Любой критерий будет иметь разное значение в разных стратах, в зависимости от передвижения объекта по горизонтали и вертикали. Ни один из названных признаков не может быть абсолютизирован, потому что они будут менять свою значимость.







ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:


1. М. Вебер - Основные понятия Стратификации. Журнал «Социологические Исследования» 1994г.

2. А. И. Кравченко - Социология. Социальная Стратификация.








































Категория: ДОКЛАДЫ | Добавил: rapatar (05.12.2007) | Автор: RAMIRES
Просмотров: 3601 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Логин:
Пароль:
Категории раздела
ДОКЛАДЫ [10]
МАТЕРИАЛ КОТОРЫЙ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ НА ЗАНЯТИЯХ
наше творчество [46]
пробуем себя в литературе
Новости футбола [2]
тут описываются спортивные достижения нашего СЕПФАКа...
ПРЕДМЕТЫ [4]
ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ВСЕХ ПРЕДМЕТАХ
ЭТО ИНТЕРЕСНО [13]
ПРО ВСЯКУЮ ВСЯЧИНУ
Поиск
Наш опрос
Что лучше???
Всего ответов: 43
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Лидеры форума:
  • эМТиМ
  • Ramires
  • Unkind
  • rapatar
  • anyusetrdug
  • ganerami73
  • РиШа
  • canulik
  • Сегодня сайт посещали: